Марш Амадеуса
(газета "Туринфо", №3(628), 27 января - 3 февраля 2009 года)

Хуан Антонио Карраско: «Потенциал России не идет в сравнение ни с одной другой страной CESE»

«Даже во время кризиса - с мая по настоящее время - рост в CESE составляет 5%, тогда как в Западной Европе мы отмечаем спад в 5%»

В будущем году компания Amadeus рассчитывает укрепить позиции на рынке Центральной, Южной и Восточной Европы (CESE), а в течение 5-10 лет увеличить долю на мировом рынке на 15%. В чем Amadeus видит потенциал CESE и чем компания будет привлекать участников рынка, в том числе и в России, нам рассказал Хуан Антонио КАРРАСКО, региональный директор, отвечающий за дистрибуцию в странах CESE.

Что объединяет очень разные страны Центральной, Южной и Восточной Европы в один регион?

Исторически позиции компании в странах CESE наиболее сильны по сравнению как с другими регионами мира, так и с другими поставщиками GDS (глобальные дистрибутивные системы. - Прим. ред.). Сегодня Amadeus - единственный поставщик GDS, присутствующий во всех 32 странах региона, причем в 30 из них компания занимает лидирующие позиции. В середине 90-х, когда индустрия путешествий в странах CESE находилась на начальном этапе развития, Amadeus был единственным провайдером GDS, инвестировал в регион значительные средства в расчете на его высокий потенциал. С тех пор развитие отрасли путешествий и рост доли Amadeus в регионе идут параллельно. В 2008 году наша доля на рынке CESE достигла 70%. Вместе с тем до сих пор для всех стран CESE характерна довольно низкая степень вовлеченности авиационной и туристской отраслей в глобальные системы резервирования, в большинстве стран действуют внутренние стандарты и системы.

Каковы позиции России в CESE?

Повторюсь, CESE - очень многообразный регион, спрос на технологические решения для отрасли путешествий в разных странах существенно различается. Если Центральная Европа по уровню интеграции ближе к Западной Европе, то Восточная Европа, куда входит и Россия, отличается достаточно слабыми темпами интеграции в мировые дистрибутивные системы. Вместе с тем уже сейчас Россия - это крупнейший рынок в регионе CESE и девятый по объему бронирований в мире: 8,8 млн бронирований (2/3 всех GDS-бро-нирований в России) совершаются в Amadeus, к системе подключены тысяча агентств с 9 тыс. терминалов. И это при том, что до сих пор значительное число турагентств не пользуются ни одной системой GDS, существуют локальные системы бронирования, обслуживающие внутренние рейсы, и доля бронирования на одного человека еще очень низка. Потенциал России не идет в сравнение ни с одной другой страной CESE, поэтому российский рынок станет ключевым для Amadeus в ближайшее время.

После того, как «Аэрофлот» в 2005 году перешел на платформу Sabre, доля рынка Amadeus сократилась. Но сейчас она вернулась к показателю более чем 70%.

Это правда. В первое время миграция «Аэрофлота» на инвенторную систему Sabre привела к тому, что доля продаж в системе Amadeus снизилась. Некоторые агентства воздерживались от бронирований «Аэрофлота» через Amadeus, поскольку опасались отсутствия в системе полной картины по тарифам и рейсам перевозчика. Мы же, в свою очередь, тогда проделали огромную работу для того, чтобы работающие с нами агентства ни в чем не были ущемлены в части бронирований у «Аэрофлота». Поэтому со временем, по завершении миграции перевозчика на новую платформу, агентства вновь вернулись к работе с системой Amadeus. Удобство и эффективность бронирования в единой системе ресурсов различных компаний для них имели решающее значение. Думаю, далеко не последнюю роль в возвращении агентств в Amadeus сыграла и поддержка, которую им оказывает российский офис компании. У нас выстроено очень тесное партнерство с национальным российским перевозчиком, и большинство продаж авиакомпании через GDS как в России, так и в мире осуществляются с помощью системы Amadeus.

Что позволяет Вам рассчитывать на стремительный рост числа клиентов в CESE и в России, в частности?

Если в последние годы в среднем по миру Amadeus демонстрировала 10%-ный рост, то в регионе CESE рост составлял 18%. И даже во время кризиса - с мая по настоящее время - рост в CESE составляет 5%, тогда как в Западной Европе мы отмечаем спад в 5%. Об огромном потенциале региона свидетельствуют и следующие цифры: в Западной Европе, где население составляет примерно 350 млн, на одного человека приходится одно бронирование в год. Население CESE - более 500 млн, но здесь совершается 54 млн бронирований в год, т.е. в десять раз меньше - 0,1 на человека. Добившись увеличения числа бронирований до 0,2 на человека, мы удвоим свой бизнес в этом регионе.

Клиентами Amadeus являются все участники рынка - поставщики услуг и потребители, агентства. На привлечение каких сегментов будут направлены усилия компании в ближайшее время?

Наиболее интересны для нас будут авиаперевозчики, отели, турагентства и туроператоры. На сегодня семь перевозчиков в регионе CESE, включая «ГТК «Россия», уже подписали соглашение на использование полной версии Altea, а более 19 перевозчиков в CESE выбрали Amadeus как систему собственных продаж и бронирований. В системе представлены 30 российских авиакомпаний. В этом году мы ожидаем увеличения числа партнеров в этом сегменте, в частности расширения сообщества пользователей Altea в регионе CESE с частичным или полным внедрением нашего последнего ГТ-решения для авиакомпаний. Что касается отелей, то, к сожалению, пока в Amadeus представлена только сеть Best Eastern. Так что от российского гостиничного сектора мы ожидаем большей активности, а также расширения сети дистрибуции и роста бронирований за счет использования нашей системы. Впрочем, мы открыты для сотрудничества с любыми поставщиками услуг. Например, Amadeus - единственная на российском рынке GDS, в которой представлены самые крупные страховые компании - «Ингосстрах», «Страховая компания «Москва», «Прогресс-Гарант», «РЕСО-Гарантия», «Ренессанс-страхование». Очень важная для нас задача на будущий год - развитие сотрудничества с турагентствами и туроператорами.

И, наконец, мы сконцентрируемся на секторе IT. Сейчас все игроки авиационной и туристской отраслей вынуждены адаптироваться к новым условиям. Всем необходима модернизация инфраструктуры, большая надежность, более низкие цены, чтобы в конечном счете добиться большей эффективности.

Какие предложения у вас есть для российских операторов? Ведь во всех GDS присутствуют ресурсы крупных иностранных туристических холдингов, к которым и обращаются российские компании.

Туроператорам мы предложим технологические решения для автоматизации процессов работы с агентствами, увеличивая таким образом объемы дистрибуции и эффективность работы. Кроме того, у нас есть IT-решения для туроператоров, предназначенные для хостинга платформ дистрибуции их продукта.

Специфика российского рынка состоит в том, что здесь есть как билетные агентства - они-то и подключены в основном к той или иной GDS, так и турагентства, которые в основном продают готовые пакеты российских операторов. Кроме того, система Amadeus предназначена также для формирования индивидуальных туров. Между тем в России этот вид путешествий пока мало распространен и занимаются им, как правило, не агентства, а операторы...

С переходом на e-ticket и снижением уровня комиссии за продажу авиабилетов так называемые «билетные» агентства могут постепенно утратить свое значение. Если билетное агентство хочет остаться на рынке, оно будет вынуждено расширять спектр услуг и неизбежно станет предлагать и бронирование отелей, трансферов, и другие услуги по организации путешествий. Таким образом, очень скоро разделение агентств на билетные и туристические уйдет в прошлое. Что касается невысокого пока спроса на индивидуальные туры, то интерес к ним будет расти. В этом отношении российский рынок пойдет по пути, который уже прошли рынки развитых стран. Все технологические решения, разработанные для каждого клиентского сегмента, в конечном счете «работают» на агентства, которые могут предложить клиентам все более широкий спектр услуг. Одна из последних новинок позволяет агентству подобрать идеальный вариант отдыха для любого клиента, вводя в качестве критериев поиска практически любые его пожелания.

Для агентств в Amadeus разработаны IT-решения для управления бизнес-процессами, которые полностью интегрируются в Amadeus Selling Platform. Это позволяет агентствам не тратить время на механическую работу, а посвятить его общению с клиентом и выявлению его предпочтений. На российский рынок эти решения пришли совсем недавно, но они представляются очень перспективными.

Будут ли из-за кризиса скорректирован бюджет Amadeus?

По поводу кризиса Джон Ф. Кеннеди как-то заявил: «По-китайски слово «кризис» состоит из двух иероглифов - «опасность» и «возможность». Amadeus - очень сильная в стратегическом отношении компания. Так что мы рассматриваем кризис как новые возможности для расширения глобального присутствия в CESE и укрепления лидирующих позиций в регионе. Сложившийся на сегодня экономический «сценарий» никак не изменит приоритетов Amadeus, и намеченные инвестиционные планы на 2009 год будут выполнены. В частности, в Россию предполагается инвестировать наибольшее количество средств. Может быть, будут корректироваться отдельные проекты. Так, у нас есть планы по созданию новых IТ-продук-тов для гостиничного и круизного сегментов, сегмента железнодорожных и паромных перевозок. Инвестиции в некоторые из них временно могут быть сокращены.

К предыдущей публикации К списку публикаций К следующей публикации