У GDS в России хорошее будущее
(журнал "ТУРистический БИЗНЕС", №7, 2002 г.)

Своими мыслями о развитии информационных и компьютерных технологий на отечественном туристическом рынке с читателями "ТБ" делится и.о. генерального директора представительства компании Amadeus в России Андрей КРУПСКИЙ

Как Вы оцениваете состояние российского туристического рынка в плане развития и использования компьютерных технологий. Велико ли отставание от Запада?

На мой взгляд, многое зависит от менеджмента турфирмы. В ведущих российских компаниях и представительствах западных фирм работа полностью автоматизирована, технологична, имеются собственные компьютерные и интернет-службы. Такие фирмы первыми получают компьютерные новинки, проводят upgrade, активно используют специальное ПО, в том числе и глобальные компьютерные системы бронирования (GDS). Кстати география технологичных компаний в России обширна. Они есть в Москве, С.-Петербурге, Самаре, Новосибирске и других крупных городах.

Доля таких продвинутых компаний на рынке по численности невелика. Но здесь действует известное правило "20-80". 20% активных фирм обеспечивают 80% всех продаж авиаперевозок. Российский рынок достаточно специфичен. Вот вам пример. Несколько лет назад Amadeus предпринял попытку создать для рынка унифицированную back-office программу для турагентств, использующих GDS. Мы провели несколько консультаций с турфирмами - пользователями Amadeus. Но столкнулись с совершенно разными требованиями к подобному ПО. Консенсус так и не был найден. В результате мы пошли по другому пути - достигли договоренности и посодействовали разработке специального ПО с разработчиками в других отраслях бизнеса. Сейчас, например, наши клиенты, которые используют программу "1С-Бухгалтерия" могут заказать дополнительный модуль "1С — Авиабилеты", позволяющий делать отчеты в авиакомпании. Если нужна back-office программа, можно приобрести программный комплекс "МАРС" для турагентств от нашего партнера компании "Гиперсофт". К сожалению, унифицированные разработки, применяемые на Западе, у нас не проходят.

Какими видите ближайшие перспективы распространения GDS в России. Увеличится ли доля пользователей GDS на рынке с нынешних 7-8% до десятков процентов? Что мешает росту популярности GDS у нас в стране?

Востребованность GDS на рынке определяют несколько факторов. Первый — экономический. Если экономическая ситуация в России стабильная, значит больше спрос на авиаперевозки и больше необходимость в услугах GDS. Эту мысль хорошо иллюстрирует статистика. В кризисном 1998 г. через Amadeus в России было забронировано всего 500 тыс. сегментов. В прошлом году - 1,25 млн.

Так что, если не будет негативных тенденций в экономике, объемы бронирований будут расти, и будет расширяться круг пользователей GDS. В основном за счет спроса на недорогие Интернет-приложения и в большей степени за счет субконтрактов. То есть установки самими турфирмами терминалов бронирования у своих субагентов.

Второй фактор распространения GDS — контракты с авиаперевозчиками. Переход на использование GDS любой из крупных отечественных авиакомпаний может кардинально поменять ситуацию на рынке систем бронирования. Например, как планируется, в сентябре будет произведен перевод системы продаж "Аэрофлота" на технологическую базу Amadeus. Тогда число пользователей GDS в России может удвоиться и даже утроиться.

Важным фактором, сдерживающим наступление GDS в России, является отсутствие нейтрального бланка IATA (BSP) на рынке, как это принято во всех странах мира. И это несмотря на то, что уже сейчас Amadeus технологически представляет ресурсы ведущих авиакомпаний России и всех авиаперевозчиков стран СНГ.

Amadeus - "старейшая" GDS, представленная в России. Подведите кратко итоги работы компании за 8 лет.

Amadeus представлен на российском рынке с 1994 г. Как руководитель офиса высокотехнологичной компании, в ответе на Ваш вопрос прибегну к языку цифр. Только за последние три года мы увеличили число агентств-пользователей в России со 196 до 598. А количество терминалов выросло с 498 до 1450! Планы по объему бронирования на этот год — приблизиться с нынешних 1,25 млн сегментов к полутора миллионам.

Сегодня Amadeus обслуживает 74% рынка GDS в России. С уходом из России в конце прошлого года американской системы бронирования Worldspan наша доля на рынке может увеличиться до 78%. Делаем серьезную ставку на обучение операторов турфирм. Сегодня по всей России работает 14 учебных центров.

Amadeus постоянно преподносит рынку приятные сюрпризы - новые технологические продукты, интересные маркетинговые акции. Чем собираетесь удивить турфирмы в ближайшее время?

Учитывая специфику нашего туристического рынка, в нашем московском офисе мы всегда стараемся адаптировать для России существующие продукты Amadeus и создавать для пользователей новые программы. В числе таких авторских разработок, используемых агентствами, программа билетопечати MLT, модуль online страхования и последняя новинка - продукт Click&Fly. Он позволяет агентствам создавать для своих сайтов в Интернете booking engines для online бронирований. Надеюсь, что Click&Fly будет востребован на нашем рынке, поскольку рынок систем интернет-бронирования авиаперевозок еще недостаточно развит.

Произойдет ли в скором времени технологическое слияние "Аэрофлота" с Amadeus? Какими могут быть "последствия" этого важного события?

Сначала - о юридической стороне дела. В начале года состоялось подписание Договора о намерениях между "Аэрофлотом" и Amadeus. Его суть - в переводе системы продаж "Аэрофлота" с используемой сейчас Gabriel на Amadeus. Для юридического завершения процесса необходимо еще подписание ряда договоров, в том числе о переводе "Аэрофлота" в ранг System User. Эти события планируются в ближайшее время.

Что касается технической стороны вопроса, то существует целый ряд технологических решений, обеспечивающих минимальное изменение существующей конфигурации терминалов конечных пользователей. Технически перевод в Amadeus базы данных бронирований "Аэрофлота" потребует всего одну ночь. Эта схема в Amadeus хорошо отработана с другими национальными перевозчиками. А вот обучение многочисленного персонала может занять до 2-х месяцев. Очень важное следствие реализации проекта - у агентств практически отпадет необходимость использования системы Gabriel "Аэрофлота", поскольку авиакомпания будет полностью представлена в Amadeus.

К предыдущей публикации К списку публикаций К следующей публикации