"Амадеус" + "Аэрофлот" = сотрудничество
(журнал "ТУРистический БИЗНЕС", №5, 2005 г.)

Переход крупнейшей российской авиакомпании "Аэрофлот" на инвенторную систему Sabre в той или иной степени затронул практически всех участников российского туристического рынка. Он коснулся как агентств, продающих билеты на рейсы национального перевозчика, так и компаний, предоставляющих в нашей стране услуги GDS.

Особое место на этом рынке занимает сегодня компания "Амадеус", на долю которой по итогам прошлого года пришлось 80% от общего объема бронирования авиаперевозок, сделанных в нашей стране через глобальные дистрибутивные системы. Общий объем бронирований, сделанных в "Амадеусе", вырос на 23% и практически достиг отметки в 2 млн сегментов. Особую активность проявили российские регионы. Так, объем бронирований туруслуг через GDS уральскими агентствами увеличился на 180%. Значительный рост продемонстрировали также турфирмы Армении. В целом в 2004 г. у российского представительства "Амадеус" появилось 150 новых партнеров.

Российское представительство и центральный офис "Амадеуса" серьезно готовились к "часу X" — 23 марта, когда состоялся перенос ресурса мест "Аэрофлота" из Gabriel в инвентарную систему Sabre. При этом заметим, что наряду с техническими вопросами для многих участников рынка оставалась неясной коммерческая политика авиакомпании в отношении тех агентств, которые бронируют билеты "Аэрофлота" через другие GDS (Amadeus и Galileo). К сожалению, руководство национального перевозчика долгое время не комментировало сложившуюся ситуацию и даже намекало на возможность введения "дополнительных сборов" с турфирм, которые не будут использовать в своей работе GDS Sabre.

На сегодняшний день эта ситуация наконец полностью разрешилась. Точки над i были расставлены в договоре, действующем с начала апреля между "Аэрофлотом" и "Амадеус Россия". Это новое маркетинговое соглашение, аналогов которому на рынке не было, своей основной задачей ставит развитие сотрудничества между компаниями на всех уровнях. Отдельно остановимся на некоторых положениях документа. Во-первых, авиакомпания обеспечивает GDS полный доступ ко всем своим ресурсам (иными словами, все услуги и тарифы перевозчика, которые доступны для бронирования в Sabre, будут в равной степени доступны и пользователям "Амадеуса"). Во-вторых, перевозчик обязуется не вводить дополнительных сборов за операции бронирования для пользователей конкретных GDS, т.е. если возникнет необходимость введения дополнительной оплаты за бронирование, то она в равной степени коснется пользователей всех дистрибутивных систем (Sabre, Amadeus, Galileo и т.д.) и тех компаний, которые работают с перевозчиком напрямую. Наконец, "Аэрофлот" обеспечивает пользователям "Амадеуса" такой же уровень сервиса и размер агентских вознаграждений, как и во всех других GDS.

Следует заметить, что если необходимость отказа "Аэрофлота" от системы Gabriel большинством специалистов авиарынка не оспаривалась, то выбор авиакомпанией в качестве стратегического партнера Sabre у многих вызвал недоумение. Действительно, гораздо логичней в этой связи смотрелось бы сотрудничество с "Амадеусом" — компанией, которая работает на российском рынке вот уже более 10 лет, хорошо известна профессионалам, имеет развитую агентскую сеть. В этом случае, возможно, удалось бы избежать многих технических трудностей переходного периода. Не потребовались бы и столь масштабное обновление парка компьютерного оборудования, инвентаризация существующих и установка новых терминальных подключений. (В частности, перед 23 марта 2005 г. было установлено более 1,5 тыс. терминалов Sabre в "Аэрофлоте" и около 5,5 тыс. в агентствах.)

Возможно, одной из причин, подтолкнувших авиакомпанию к сотрудничеству именно с Sabre, стало то, что "Амадеус" не предлагал имевшуюся у него аналогичную классическую инвенторную систему, а концентрировал усилия на разработке системы нового поколения. Свою разработку в этой сфере, получившую название Altea Plan, "Амадеус" представил на рынке сравнительно недавно — в 2003 г. Не исключено, что специалисты "Аэрофлота" попросту решили не рисковать, используя при столь глобальных преобразованиях в своей работе продукт, который не прошел проверку временем. Справедливости ради заметим, что Altea Plan была выбрана в качестве инвенторной системы британским национальным перевозчиком British Airways. В дальнейшем к нему присоединились австралийская Qantas и финская Finnair. В представительстве "Амадеус Россия" отмечают, что в настоящее время интерес к этому продукту проявили еще 25 перевозчиков, которые в обозримом будущем уже планируют перенести ресурс своих мест в Altea Plan.

Подготовка "Амадеуса" к изменениям в работе "Аэрофлота" прежде всего означала настройку центральной автоматической билетопечати (Amadeus Central Ticketing) под требования перевозчика. Согласования по форме бланка билета и требованиям к билетопечати проводились между центральными офисами "Амадеуса" и "Аэрофлота". Российское представительство "Амадеуса" взяло на себя решение различных технических вопросов — конфигурацию логических устройств под билетопечать в агентствах, настройку принтеров и т.п. Проводилось масштабное обучение партнеров — организовывались семинары, выезды специалистов в крупные агентства. О масштабах этой работы может свидетельствовать тот факт, что только за 10 дней по заданию "Амадеуса" технические специалисты посетили около 20 офисов, где настроили более 60 принтеров. Кроме того, большая работа была проделана и в области тарификации. В результате российский рынок был полностью переведен на работу с новым типом валюты при оплате. Теперь система отображает и рублевые тарифы перевозчиков. В частности, речь идет и о тарифах "Аэрофлота", загруженных в GDS для тарификации внутренних перевозок.

Огромная нагрузка легла на плечи отдела Help-Desk Амадеус — количество телефонных звонков в период смены "Аэрофлотом" инвенторной системы возросло в пять раз и составляло от пятисот до тысячи за один день. В начале апреля ситуация несколько стабилизировалась, но число телефонных запросов по-прежнему в 2-2,5 раза превышает норму. "Минимальное число обращений клиентов не получило немедленного ответа от наших специалистов, а было перенесено на следующий день", — отмечают в "Амадеус Россия". Для консультаций агентств были использованы все информационные каналы — оперативное обновление информации на интернет-сайте, адресные е-mail рассылки и оповещения.

Но потери все же были, что неудивительно, если учитывать масштаб происходивших изменений. Это отмечают не только в агентствах, но и в самом "Аэрофлоте". После перевода ресурса мест перевозчика в Sabre в течение нескольких дней в работе турфирм были отмечены многочисленные технические сбои, происходили задержки в оформлении билетов. Хотя в целом система показала себя работоспособной, некоторые технические проблемы остаются нерешенными и по сей день. Причем наиболее сложным вопросом в этом отношении стало не собственно бронирование в GDS Sabre, а печать билетов. Как результат — очереди у дверей агентств, падение объемов продаж перевозчика. Кстати, оно могло быть еще большим, если бы не возможность выписывать билеты через другие GDS. В опреде ленном смысле "Амадеус" стал палочкой-выручалочкой для агентств — только с 24 марта по 10 апреля в системе было выписано около 10 тыс. билетов.

На первый взгляд может показаться странным, но пользователи "Амадеуса" в конечном итоге выиграли. С переходом "Аэрофлота" на новую хостинговую систему они получили возможность автоматической билетопечати, доступ к тарифам, которые прежде не были представлены в Amadeus, что позволило увеличить продажи как на внутренних направлениях, так и на международных. Причем, как уже отмечалось, автоматическая тарификация ведется в рублях.

Среди других новостей, связанных с деятельностью "Амадеуса" в нашей стране, отметим участие компании в проекте E-Systema — соответствующее соглашение было подписано во время проведения выставки MITT-2005. Речь идет о совместном проекте известных компаний "САМО-Софт" и "Мегатек" — создании единого туристического сервера, который должен стать "крупнейшим хранилищем туристической информации", содержащим сведения о турпродуктах, остановках продаж, наличии свободных мест и т.д. Цены на сервере отражают реальные операторские предложения, а информация о стопах и квотах обновляется каждые 5 минут. Многие участники туррынка сегодня проявляют большой интерес к E-Systema, поскольку в основу проекта положены принципиально новые технологии сбора информации о турпродуктах, основанные на прямом доступе к БД ТО, что позволит реализовать онлайн-бронирование туров. Пилотная версия сайта уже запущена — в проекте на первых порах участвуют несколько известных операторских и агентских компаний. Причем до конца года пользователям будут предоставлены льготные условия подключения к системе.

Участию в этом проекте "Амадеуса" предшествовало долгое изучение рынка, анализ альтернативных вариантов. Как планируется, компания будет заключать соглашения с пользователями, осуществлять первичную техническую поддержку, определять коммерческую и маркетинговую политику проекта. Кстати, сам он, вероятно, будет представлен на рынке под брендом Amadeus E-Systema.

К предыдущей публикации К списку публикаций К следующей публикации