Мировой рынок авиаперевозок: конкуренция и концентрация
ATO.ru - деловой авиационный портал, 23 мая 2013 г.

22% мирового объема авиаперевозок сосредоточено всего на 300 маршрутах. На каждом из них ежегодно перевозится более 1 млн пасс. Еще 69% всех мировых авиаперевозок сосредоточены на маршрутах с объемом порядка 100 тыс. пасс. в год. Такие данные приводит компания Amadeus по результатам анализа данных программы Amadeus Air Traffic Travel Intelligence.

C 2011 по 2012 г. объем мировых пассажирских перевозок увеличился на 5%. Наиболее быстрорастущим и конкурентным рынком авиаперевозок стала Азия. Количество обслуженных пассажиров в этом регионе за год увеличилсось на 9%; следующим за Азией по темпам роста идет регион Латинской Америки, где пассажиропоток за год вырос на 6% (табл. 1).

Однако несмотря на рост рынка, авиационные перевозки продолжают концентрироваться на определенном количестве направлений. 22% мирового объема авиаперевозок сосредоточено всего на 300 маршрутах, а 1000 наиболее популярных маршрутов обеспечивают 40% всех мировых авиаперевозок. Однако при этом 35% авиаперевозок в Европе и Северной Америке обеспечиваются за счет малоинтенсивных маршрутов с потоками менее 100 тыс. пасс. в год.

Самыми интенсивными по объему пассажирских перевозок стали маршруты внутри Азии — в этом регионе находится семь из десяти всех мировых интенсивных направлений. Наиболее востребованным остается маршрут Чеджу—Сеул (Южная Корея). В список самых интенсивных маршрутов за 2012 г. попали многие направления, отмеченные годом ранее, хотя произошли и некоторые изменения. Например, маршрут Пекин—Шанхай (Китай) за год переместился с 7-го на 4-е место. А азиатское направление Саппоро—Токио (Япония) уступило второе место южноамериканскому маршруту Рио-де-Жанейро—Сан-Паулу. Новичком в списке десяти самых интенсивных маршрутов стал маршрут Окинава—Токио, который занял 9-е место (табл. 2). В Азии 85% авиаперевозок сосредоточено на интенсивных маршрутах, где перевозится более 100 тыс. пасс. в год.

В последние три года конкуренция в мировой авиатранспортной отрасли в целом существенно возросла. Доля авиационного пассажиропотока, обслуживаемого только одной или двумя авиакомпаниями, уменьшалась ежегодно на 2 процентных пункта — с 39% в 2010 г. до 35% в 2012 г. Одновременно доля пассажиропотока, который обслуживается четырьмя и более авиакомпаниями, увеличилась с 35% в 2010 до 38% в 2012 г. Азия стала не только самым быстрорастущим, но и наиболее конкурентным рынком: на 75% всех маршрутов в регионе работает более трех авиакомпаний, на 27% — пять и более перевозчиков. Для сравнения: в других регионах, таких как Ближний Восток и Европа, только половина маршрутов обслуживается тремя или более авиакомпаниями.

Растущая конкуренция во многом стимулируется развитием низкотарифных перевозчиков во всем мире. Пока они в большой степени сосредоточены на традиционных рынках — Европе и США. По итогам 2012 г. в Европе на их долю пришлось 38% всего объема перевозок. В юго-западной части Тихоокеанского региона и Северной Америке эти доли составили 37 и 30% соответственно. Однако на рынках, где отмечается наиболее активный рост авиаперевозок, присутствие бюджетных перевозчиков остается относительно скромным: 14% в странах Ближнего Востока, 19% в Азии и 25% в Латинской Америке (табл. 3).

Между тем уровень присутствия бюджетных авиакомпаний существенно варьируется внутри регионов. В Европе наибольший процент исходящего пассажиропотока низкотарифных перевозчиков — 57% — приходится на Испанию, за ней следует Великобритания с 52%. В 2012 г. доля пассажиров, обслуженных лоукост-компаниями в Великобритании, увеличилась на 4 п.п. и впервые преодолела 50%-ный барьер. В Азии, несмотря на относительно невысокие показатели по региону в целом, отдельные страны также следуют этой тенденции: 65% авиаперевозок на Филиппинах и 61% в Таиланде выполняются низкотарифными авиакомпаниями.

Полную версию материала читайте
 на ATO.ru

К предыдущей публикации К списку публикаций К следующей публикации