Электронный билет от "А" до "Я"
(TTG Russia, август 2006 г.)

Преимущества электронного билета.

Как бы ни совершенствовались технологии работы, использование бумажного билета имеет целый ряд недостатков, в том числе — необходимость "бумагооборота". Кроме того, выпуск бумажного билета подразумевает необходимость доставки билета клиенту либо посещения пассажиром офиса турагентства или авиакомпании.

Между тем уже при выпуске бумажного билета на соответствующих центральных серверах систем бронирования создаются электронные записи по каждому выпущенному билету. Это позволяет, в частности, выпускать отчеты о продажах. Поэтому вполне закономерно встал вопрос — а нельзя ли ограничиться созданием записи о билете только в цифровой форме и признать это в качестве "перевозочной документации". Так появилась идея электронного билета, также закрепленная в рекомендациях IATA.

Использование электронного билета в сочетании, например, с кредитной картой, позволяет освободить турагента от необходимости встречи с клиентами. Для авиакомпаний открывается широкий простор по развитию прямых продаж. В идеально организованной технологической цепочке: call center/Интернет-бронирование — оплата по кредитке — электронный билет — киоск автоматизированной регистрации в аэропорту, авиакомпания лишь единожды встречается со своим пассажиром — в процессе перевозки.

Постановление IATA определяет завершение перехода на электронный билет в декабре 2007 года. После этого бумажный бланк будет выведен из использования в IATA BSP/ARC и авиакомпании — не реализовавшие электронный билет потеряют доступ к рынкам соответствующих нейтральных агентов. Не меньшую проблему уже сегодня представляет и необходимость "электронных интерлайнов" между различными авиакомпаниями.

Отсутствие инфраструктур и малое количество современных систем автоматизированной регистрации являются спецификой нашего рынка, препятствующей широкому внедрению электронного билета. В дополнение ко всему всё еще далек от завершения комплекс решений, которые сделают у нас электронный билет легитимным как юридически, так и с точки зрения финансов и отчетности.

Электронный билет в "Амадеус"

Компания "Амадеус" с самого начала внедрения успешно работает в области технологий электронного билета. На данный момент все продукты, предоставляемые "Амадеус", можно разделить на три группы.

Прежде всего это технологические решения, позволяющие хранить и обрабатывать записи — сервер базы данных электронных билетов. Заключая соответствующее соглашение, авиакомпания размещает свою базу данных электронных билетов Electronic Tickets — ЕТ на серверах вычислительного центра "Амадеус" в Эрдинге. Этот крупнейший в Европе, среди невоенных, вычислительный центр расположен под Мюнхеном. Подобную услугу "Амадеус" на данный момент предоставляет целому ряду ведущих авиакомпаний мира (включая British Airways, Qantas, Fainnair, All Nippon Airways, LanChile и др.

Сервер "Амадеус" позволяет авиакомпаниям не только осуществлять продажи в собственных офисах и в Интернете, но и создавать записи ЕТ по мере осуществления продаж турагентами из различных дистрибутивных систем. При этом соответствующие серверы "Амадеус" отвечают за взаимодействие со всеми другими технологическими системами, включая ЕТ-серверы других авиакомпаний, системы автоматизированной регистрации, разнообразные финансовые системы и т.д. Таким образом, ЕТ-сервер дополняет и в то же время объединяет базовые системы компании "Амадеус" как IT-провайдера. Сервер "Амадеус" несет в этом случае ответственность за постоянное обновление статуса полетного сегмента в каждой записи ЕТ.

Так, в момент создания билета полетный сегмент может иметь статус О (Open for use), после регистрации — С (Checked in), а по завершении перевозки — F (Flown); все возможные статусы полетного сегмента (Refunded, Voided, Lifted/Boarded и др.) в ЕТ определяются вышеупомянутой резолюцией IATA. Сервер "Амадеус" также отвечает за обмен между валидирующим и оперирующим перевозчиками, передачу контроля за полетным купоном в систему DCS и требование возврата контроля (если, например, у агента возникла необходимость внести изменения в билет незадолго до вылета). Очевидно, что ЕТ-сервер несет ответственность и за обмен купонами по интерлайнам. Все продажи и последующие эволюции ЕТ, таким образом, фиксируются на сервере, что позволяет не только отследить/вызвать историю билета, но и выпустить разнообразные отчеты.

Второй компонент ЕТ, предоставляемого "Амадеус", — это бронирование электронного билета в дистрибутивной системе. При этом вся совокупность информации, необходимая для создания ЕТ (включая информацию о пассажире, полетные сегменты, расчет тарифа), отсылается в виде запроса на ЕТ-сервер перевозчика, который в свою очередь информирует всех участников перевозки. При успешном создании ЕТ в PNR системы бронирования самой авиакомпании появляется поле SSR TKNE с номером соответствующего билета. Агент может далее вызвать образ билета на экран (проверить текущий статус каждого из полетных сегментов) и провести те же операции, что и для бумажного билета(вплоть до обмена ЕТ на бумажный билет). Надо заметить, что еще в момент запроса о наличии мест агенту предоставляется информация о том, на какие именно рейсы перевозчики позволяют выпускать ЕТ Для этого экран ответа системы "Амадеус" предусматривает специальный индикатор "Е" в строке наличия мест соответствующего перевозчика.

Услуга дистрибуции ЕТ реализована в "Амадеус" практически на всех рынках, где существуют IATA BSP/ARC (так как наличие "нейтрального стока" является необходимым условием). Среди стран СНГ на данный момент дистрибутивное решение "Амадеус" по ЕТ реализовано на Украине и в Молдавии для целого ряда авиаперевозчиков, в том числе, например, для авиакомпании Международные Авиалинии Украины (МАУ).

Наконец, третий компонент в триаде решений "Амадеус" — это ET-Gateway (ETG). В этом случае специальный сервер в Эрдинге выступает в качестве посредника и консолидатора между ЕТ-серве-рами различных авиакомпаний.

Грач Мурадян,
менеджер по работе с авиакомпаниями,
"Амадеус"

К предыдущей публикации К списку публикаций К следующей публикации